Форум Казанские Вехи

Уважаемые гости!
Мы рады приветствовать Вас на транспортном форуме

"Казанские вехи"!

Предлагаем Вам пройти несложный процесс регистрации
и присоединиться к участникам нашего форума. Регистрация дает доступ ко всем разделам форума

После регистрации вы сможете участвовать в обсуждениях, создать свой мини-блог, и просто пообщаться.
Рады Вас видеть!

Join the forum, it's quick and easy

Форум Казанские Вехи

Уважаемые гости!
Мы рады приветствовать Вас на транспортном форуме

"Казанские вехи"!

Предлагаем Вам пройти несложный процесс регистрации
и присоединиться к участникам нашего форума. Регистрация дает доступ ко всем разделам форума

После регистрации вы сможете участвовать в обсуждениях, создать свой мини-блог, и просто пообщаться.
Рады Вас видеть!
Форум Казанские Вехи
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Статья про знаменитый прорыв на перегоне "Лесная" - "Площадь Мужества" в 1970-хх

Участников: 2

Перейти вниз

Статья про знаменитый прорыв на перегоне "Лесная" - "Площадь Мужества" в 1970-хх Empty Статья про знаменитый прорыв на перегоне "Лесная" - "Площадь Мужества" в 1970-хх

Сообщение автор SNEIKS Сб 28 Ноя 2009, 01:03

Нашёл на одном форуме очень интересную статью про знаменитый прорыв на перегоне Лесная - Площадь Мужества в 70-х, а также тут подробно написано про само строительство этих аварийных перегонов.

ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ

В город пришла большая беда. Кажется, и об аварии, произошедшей на перегоне между станциями метро "Лесная" и "ПЛОЩАДЬ МУЖЕСТВА", и о ее последствиях написано много, но, все-таки, остается чувство, что суть и масштабы случившегося осознали не все я не в полной мере.
Продолжает повторяться фраза, которая звучала еще на самых первых оперативных совещаниях: " 500 тысяч человек, проживающих на северо-востоке города, оказались отрезанными от центра города и вынуждены претерпевать большие неудобства". А ведь это не вся правда. Тогда, в декабре, мы в редакции тоже взялись считать, и у нас получилось гораздо больше.
Дело тут не в вечном стремлении газетчиков обострять и несколько преувеличивать проблемы. Арифметика довольно простая.

Во-первых, население районов ГРАЖДАНКИ (это районы, расположенны севернее площади Мужества - прим.ред.сайта), примыкающих к ним массивов давно превысило 500.000 человек.
Во-вторых, когда масса пассажиров стала смещаться естественным путем от аварийной Кировско-Выборгской линии к ближайшей Московско-Петроградской, последняя захлебнулась. Она не в состоянии примять помимо обычной нагрузки более 7.000 человек в час. А это очень мало. Тут стало совершенно понятно, что беда затронула не только северо-восток, а всю северную часть города.
В-третьих, разрыв Кировско-Выборгской вывел из строя "Выборгскую" и "Лесную". А эти две станции расположены в центре старой Выборгской стороны, где работают люди, живущие во всех концах города. Им добраться на работу и, в особенности, вернуться домой, "пожалуй, даже сложнее, чем жителям Гражданки.
В-четвертых, чтобы закрыть транспортную брешь, сразу пришлось прекратить движение на 19 автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутах в разных районах города и перебросить высвободившийся подвижной состав на север. Таким образом, беда ударила и по тем, кто вообще не бывает в районе ПЛОЩАДИ МУЖЕСТВА.

Речь не идет о каком-то особом значении Кировско-Выборгской линии. Произойди тяжелая авария на любой другой, ситуация возникла бы аналогичная. "Товарищ Метро" - особая и очень важная структура в жизни большого города. Любой серьезный сбой подобен тут тромбу или инфаркту в живом организме.
Все это сейчас обсуждают миллионы горожан на работе и дома. Множество людей задается неизбежным вопросом: "Почему так вышло?", невольно обращаясь к прошлому, к истории проекта, стройки. Но, к сожалению, во всех сегодняшних рассуждениях и разговорах такого рода обнаруживается более легенд, нежели правды.
Чрезвычайно распространено мнение о том, что метростроители "пожалели денег на лишнюю разведочную скважину" и в результате неожиданно столкнулись с плывуном. А это совершенно не соответствует действительности.

Геологические особенности региона хорошо известны, и не одним строителям метро.
Питер, как все знают, стоит на болотах. А они располагаются на мощном пласте ПРОТЕРОЗОЙСКИХ ГЛИН (очень часто неточно именуемых "кембрием") ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЯХ МОРЯ, бушевавшего в этих местах каких-нибудь 200 миллионов лет назад.
В принципе, эти сине-зеленые глины - идеальная среда для прокладки тоннелей, они в меру крепки и водонепроницаемы.
Однако препятствием для метростроителей служат различные вкрапления в них - водонасыщенные пески, водяные линзы, мягкие глины, огромные валуны, а в особенности - "РАЗМЫВЫ", мощные промоины, РАЗРЫВАЮЩИЕ местами ГЛИНЯНЫЙ ПЛАСТ и представляющие собой, как предполагают, остатки русла реки, протекавшей тут в глубокой древности.

О "РАЗМЫВАХ" известно если не все, то многое. Скрытые под земной поверхностью, ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ КОЛОССАЛЬНЫЕ ВМЕСТИЛИЩА ВОДЫ в СМЕСИ С мельчайшим ПЕСКОМ при давлении до 9 атмосфер (врываясь в забой, такой плывун режет любую сталь с быстротой абразивного круга).
Но это не просто гигантские "линзы", у них есть своя "жизнь", ибо тут НАБЛЮДАЮТСЯ СЛАБЫЕ ТЕЧЕНИЯ и возможны СМЕЩЕНИЯ ПОДЗЕМНЫХ МАСС.

"РАЗМЫВ", преградивший путь, метростроителям в районе ПЛОЩАДИ МУЖЕСТВА, был тоже хорошо известен. Разведывательные, исследовательскиеработы тут продолжались 5 лет, и первая шахта появилась на Политехнической улице только в сентябре 1971 года. Само же строительство здесь было предопределено серьезной и достаточно продолжительной борьбой вокруг проекта преодоления "размыва". Рассматривались разные варианты.
Одни предлагали пойти над гигантской хлябью тоннелем мелкого заложения.
Другие - "поднырнуть" под нее и пройти через влагонаполненные пески (в этом случае вместо станций "Площадь Мужества" и Политехническая" появилась бы только одна, необычайно глубокого заложения, с двумя каскадами эскалаторов). Не без лукавства, но участники дискуссий по этому поводу оперировали экономическими категориями.
И победил третий вариант - прямо через "размыв"! НИЧЕГО ПОДОБНОГО МИРОВЫЕ ШАХТО- и ТОННЕЛЕСТРОИТЕЛИ еще НЕ ЗНАЛИ. Проектировщики предложили ЗАМОРОЗИТЬ "РАЗМЫВ", провести через него две полукилометровые трубы шестиметрового диаметра. Они проектировались трехслойными: наружный из чугунных тюбингов. покрытых влагонепроницаемым составом, внутренний - из стали. Между ними в сложную арматуру (на метр тоннеля приходилось 70 метров сварных швов) загонялся под давлением специально разработанный полимербетон - третий, монолитный слой, связывающий два первых.

Вообще неспециалисту трудно представить себе трубы таких размеров, висящие в плывуне с давлением в 9 атмосфер, но поставьте элементарный опыт: попробуйте утопить в ведре пустую запечатанную бутылку. Вы немедленно заметите, с какой силой вода выталкивает ее. Этот простой физический принцип был одним из ведущих в проекте.
Поэтому вскоре трубы получили наименования "плавающего моста" и даже "подводной лодки". Инженерные расчеты тут были не только необычны, смелы, но и изящны.
Впрочем, в научном мире они нашли как горячих сторонников, так и убежденных противников. Некоторые ученые, специалисты выступали против проекта, доказывали его техническую и экономическую несостоятельность. Делалось это не в кулуарах и не шепотом. Составлялись документы, подписывались письма в высокие инстанции. Они сохранились до наших дней, и с ними можно познакомиться. Любопытная деталь: среди противников проекта были и такие, которые утверждали, что если строительство будет осуществлено, сооружение прослужит не более 17 - 20 лет. Вот и ломай сегодня голову: что это? пророчество? или случайная догадка? Но победил все-таки "третий вариант".

Мне хотелось бы в особенности подчеркнуть, что. хотя у проекта и его разделов были свои авторы, "изобретателя", как и человека, который приказал бы "делать так, а не иначе!", искать не следует. В работу на "размыве- оказались вовлеченными 150 крупнейших научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий. Решения тут принимались синклитом мудрецов, крупнейших специалистов, ученых. отягощенных не только багажом знаний и опыта, но и соответствующими званиями, заслуженными наградами.
Вспоминая то время, невольно думаешь, что эти решения обуславливались и определенной духоподъемностью, наблюдавшейся тогда в обществе. Одна за другой шли победы в космосе, осваивалась целина... Среди участников строительства было много людей, прошедших войну и блокаду, искренне считавших, что непреодолимых препятствий для них нет... "Нет таких крепостей!.." А может быть, наука и техника вообще должны ставить перед собой задачи особой сложности?

Продолжение тут: http://pl-mugestva.ucoz.ru/index/0-7
SNEIKS
SNEIKS
Машинист 3 класса
Машинист 3 класса

Сообщения : 35
Благодарности : 0
Дата регистрации : 2009-08-26
Возраст : 31
Откуда : Арбатско-Покровская линия

Вернуться к началу Перейти вниз

Статья про знаменитый прорыв на перегоне "Лесная" - "Площадь Мужества" в 1970-хх Empty Re: Статья про знаменитый прорыв на перегоне "Лесная" - "Площадь Мужества" в 1970-хх

Сообщение автор K13 Чт 03 Дек 2009, 21:08

Интересная статья.
Кстати тем кто ещё не смотрел,рекомендую фильм "Прорыв".
K13
K13
Администратор
Администратор

Сообщения : 2656
Благодарности : 18
Дата регистрации : 2009-08-26
Возраст : 33
Откуда : Москва-Куровское

http://www.kazanskie-vehi.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения