Статья про знаменитый прорыв на перегоне "Лесная" - "Площадь Мужества" в 1970-хх
Участников: 2
Страница 1 из 1
Статья про знаменитый прорыв на перегоне "Лесная" - "Площадь Мужества" в 1970-хх
Нашёл на одном форуме очень интересную статью про знаменитый прорыв на перегоне Лесная - Площадь Мужества в 70-х, а также тут подробно написано про само строительство этих аварийных перегонов.
ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ
В город пришла большая беда. Кажется, и об аварии, произошедшей на перегоне между станциями метро "Лесная" и "ПЛОЩАДЬ МУЖЕСТВА", и о ее последствиях написано много, но, все-таки, остается чувство, что суть и масштабы случившегося осознали не все я не в полной мере.
Продолжает повторяться фраза, которая звучала еще на самых первых оперативных совещаниях: " 500 тысяч человек, проживающих на северо-востоке города, оказались отрезанными от центра города и вынуждены претерпевать большие неудобства". А ведь это не вся правда. Тогда, в декабре, мы в редакции тоже взялись считать, и у нас получилось гораздо больше.
Дело тут не в вечном стремлении газетчиков обострять и несколько преувеличивать проблемы. Арифметика довольно простая.
Во-первых, население районов ГРАЖДАНКИ (это районы, расположенны севернее площади Мужества - прим.ред.сайта), примыкающих к ним массивов давно превысило 500.000 человек.
Во-вторых, когда масса пассажиров стала смещаться естественным путем от аварийной Кировско-Выборгской линии к ближайшей Московско-Петроградской, последняя захлебнулась. Она не в состоянии примять помимо обычной нагрузки более 7.000 человек в час. А это очень мало. Тут стало совершенно понятно, что беда затронула не только северо-восток, а всю северную часть города.
В-третьих, разрыв Кировско-Выборгской вывел из строя "Выборгскую" и "Лесную". А эти две станции расположены в центре старой Выборгской стороны, где работают люди, живущие во всех концах города. Им добраться на работу и, в особенности, вернуться домой, "пожалуй, даже сложнее, чем жителям Гражданки.
В-четвертых, чтобы закрыть транспортную брешь, сразу пришлось прекратить движение на 19 автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутах в разных районах города и перебросить высвободившийся подвижной состав на север. Таким образом, беда ударила и по тем, кто вообще не бывает в районе ПЛОЩАДИ МУЖЕСТВА.
Речь не идет о каком-то особом значении Кировско-Выборгской линии. Произойди тяжелая авария на любой другой, ситуация возникла бы аналогичная. "Товарищ Метро" - особая и очень важная структура в жизни большого города. Любой серьезный сбой подобен тут тромбу или инфаркту в живом организме.
Все это сейчас обсуждают миллионы горожан на работе и дома. Множество людей задается неизбежным вопросом: "Почему так вышло?", невольно обращаясь к прошлому, к истории проекта, стройки. Но, к сожалению, во всех сегодняшних рассуждениях и разговорах такого рода обнаруживается более легенд, нежели правды.
Чрезвычайно распространено мнение о том, что метростроители "пожалели денег на лишнюю разведочную скважину" и в результате неожиданно столкнулись с плывуном. А это совершенно не соответствует действительности.
Геологические особенности региона хорошо известны, и не одним строителям метро.
Питер, как все знают, стоит на болотах. А они располагаются на мощном пласте ПРОТЕРОЗОЙСКИХ ГЛИН (очень часто неточно именуемых "кембрием") ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЯХ МОРЯ, бушевавшего в этих местах каких-нибудь 200 миллионов лет назад.
В принципе, эти сине-зеленые глины - идеальная среда для прокладки тоннелей, они в меру крепки и водонепроницаемы.
Однако препятствием для метростроителей служат различные вкрапления в них - водонасыщенные пески, водяные линзы, мягкие глины, огромные валуны, а в особенности - "РАЗМЫВЫ", мощные промоины, РАЗРЫВАЮЩИЕ местами ГЛИНЯНЫЙ ПЛАСТ и представляющие собой, как предполагают, остатки русла реки, протекавшей тут в глубокой древности.
О "РАЗМЫВАХ" известно если не все, то многое. Скрытые под земной поверхностью, ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ КОЛОССАЛЬНЫЕ ВМЕСТИЛИЩА ВОДЫ в СМЕСИ С мельчайшим ПЕСКОМ при давлении до 9 атмосфер (врываясь в забой, такой плывун режет любую сталь с быстротой абразивного круга).
Но это не просто гигантские "линзы", у них есть своя "жизнь", ибо тут НАБЛЮДАЮТСЯ СЛАБЫЕ ТЕЧЕНИЯ и возможны СМЕЩЕНИЯ ПОДЗЕМНЫХ МАСС.
"РАЗМЫВ", преградивший путь, метростроителям в районе ПЛОЩАДИ МУЖЕСТВА, был тоже хорошо известен. Разведывательные, исследовательскиеработы тут продолжались 5 лет, и первая шахта появилась на Политехнической улице только в сентябре 1971 года. Само же строительство здесь было предопределено серьезной и достаточно продолжительной борьбой вокруг проекта преодоления "размыва". Рассматривались разные варианты.
Одни предлагали пойти над гигантской хлябью тоннелем мелкого заложения.
Другие - "поднырнуть" под нее и пройти через влагонаполненные пески (в этом случае вместо станций "Площадь Мужества" и Политехническая" появилась бы только одна, необычайно глубокого заложения, с двумя каскадами эскалаторов). Не без лукавства, но участники дискуссий по этому поводу оперировали экономическими категориями.
И победил третий вариант - прямо через "размыв"! НИЧЕГО ПОДОБНОГО МИРОВЫЕ ШАХТО- и ТОННЕЛЕСТРОИТЕЛИ еще НЕ ЗНАЛИ. Проектировщики предложили ЗАМОРОЗИТЬ "РАЗМЫВ", провести через него две полукилометровые трубы шестиметрового диаметра. Они проектировались трехслойными: наружный из чугунных тюбингов. покрытых влагонепроницаемым составом, внутренний - из стали. Между ними в сложную арматуру (на метр тоннеля приходилось 70 метров сварных швов) загонялся под давлением специально разработанный полимербетон - третий, монолитный слой, связывающий два первых.
Вообще неспециалисту трудно представить себе трубы таких размеров, висящие в плывуне с давлением в 9 атмосфер, но поставьте элементарный опыт: попробуйте утопить в ведре пустую запечатанную бутылку. Вы немедленно заметите, с какой силой вода выталкивает ее. Этот простой физический принцип был одним из ведущих в проекте.
Поэтому вскоре трубы получили наименования "плавающего моста" и даже "подводной лодки". Инженерные расчеты тут были не только необычны, смелы, но и изящны.
Впрочем, в научном мире они нашли как горячих сторонников, так и убежденных противников. Некоторые ученые, специалисты выступали против проекта, доказывали его техническую и экономическую несостоятельность. Делалось это не в кулуарах и не шепотом. Составлялись документы, подписывались письма в высокие инстанции. Они сохранились до наших дней, и с ними можно познакомиться. Любопытная деталь: среди противников проекта были и такие, которые утверждали, что если строительство будет осуществлено, сооружение прослужит не более 17 - 20 лет. Вот и ломай сегодня голову: что это? пророчество? или случайная догадка? Но победил все-таки "третий вариант".
Мне хотелось бы в особенности подчеркнуть, что. хотя у проекта и его разделов были свои авторы, "изобретателя", как и человека, который приказал бы "делать так, а не иначе!", искать не следует. В работу на "размыве- оказались вовлеченными 150 крупнейших научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий. Решения тут принимались синклитом мудрецов, крупнейших специалистов, ученых. отягощенных не только багажом знаний и опыта, но и соответствующими званиями, заслуженными наградами.
Вспоминая то время, невольно думаешь, что эти решения обуславливались и определенной духоподъемностью, наблюдавшейся тогда в обществе. Одна за другой шли победы в космосе, осваивалась целина... Среди участников строительства было много людей, прошедших войну и блокаду, искренне считавших, что непреодолимых препятствий для них нет... "Нет таких крепостей!.." А может быть, наука и техника вообще должны ставить перед собой задачи особой сложности?
Продолжение тут: http://pl-mugestva.ucoz.ru/index/0-7
ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ
В город пришла большая беда. Кажется, и об аварии, произошедшей на перегоне между станциями метро "Лесная" и "ПЛОЩАДЬ МУЖЕСТВА", и о ее последствиях написано много, но, все-таки, остается чувство, что суть и масштабы случившегося осознали не все я не в полной мере.
Продолжает повторяться фраза, которая звучала еще на самых первых оперативных совещаниях: " 500 тысяч человек, проживающих на северо-востоке города, оказались отрезанными от центра города и вынуждены претерпевать большие неудобства". А ведь это не вся правда. Тогда, в декабре, мы в редакции тоже взялись считать, и у нас получилось гораздо больше.
Дело тут не в вечном стремлении газетчиков обострять и несколько преувеличивать проблемы. Арифметика довольно простая.
Во-первых, население районов ГРАЖДАНКИ (это районы, расположенны севернее площади Мужества - прим.ред.сайта), примыкающих к ним массивов давно превысило 500.000 человек.
Во-вторых, когда масса пассажиров стала смещаться естественным путем от аварийной Кировско-Выборгской линии к ближайшей Московско-Петроградской, последняя захлебнулась. Она не в состоянии примять помимо обычной нагрузки более 7.000 человек в час. А это очень мало. Тут стало совершенно понятно, что беда затронула не только северо-восток, а всю северную часть города.
В-третьих, разрыв Кировско-Выборгской вывел из строя "Выборгскую" и "Лесную". А эти две станции расположены в центре старой Выборгской стороны, где работают люди, живущие во всех концах города. Им добраться на работу и, в особенности, вернуться домой, "пожалуй, даже сложнее, чем жителям Гражданки.
В-четвертых, чтобы закрыть транспортную брешь, сразу пришлось прекратить движение на 19 автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутах в разных районах города и перебросить высвободившийся подвижной состав на север. Таким образом, беда ударила и по тем, кто вообще не бывает в районе ПЛОЩАДИ МУЖЕСТВА.
Речь не идет о каком-то особом значении Кировско-Выборгской линии. Произойди тяжелая авария на любой другой, ситуация возникла бы аналогичная. "Товарищ Метро" - особая и очень важная структура в жизни большого города. Любой серьезный сбой подобен тут тромбу или инфаркту в живом организме.
Все это сейчас обсуждают миллионы горожан на работе и дома. Множество людей задается неизбежным вопросом: "Почему так вышло?", невольно обращаясь к прошлому, к истории проекта, стройки. Но, к сожалению, во всех сегодняшних рассуждениях и разговорах такого рода обнаруживается более легенд, нежели правды.
Чрезвычайно распространено мнение о том, что метростроители "пожалели денег на лишнюю разведочную скважину" и в результате неожиданно столкнулись с плывуном. А это совершенно не соответствует действительности.
Геологические особенности региона хорошо известны, и не одним строителям метро.
Питер, как все знают, стоит на болотах. А они располагаются на мощном пласте ПРОТЕРОЗОЙСКИХ ГЛИН (очень часто неточно именуемых "кембрием") ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЯХ МОРЯ, бушевавшего в этих местах каких-нибудь 200 миллионов лет назад.
В принципе, эти сине-зеленые глины - идеальная среда для прокладки тоннелей, они в меру крепки и водонепроницаемы.
Однако препятствием для метростроителей служат различные вкрапления в них - водонасыщенные пески, водяные линзы, мягкие глины, огромные валуны, а в особенности - "РАЗМЫВЫ", мощные промоины, РАЗРЫВАЮЩИЕ местами ГЛИНЯНЫЙ ПЛАСТ и представляющие собой, как предполагают, остатки русла реки, протекавшей тут в глубокой древности.
О "РАЗМЫВАХ" известно если не все, то многое. Скрытые под земной поверхностью, ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ КОЛОССАЛЬНЫЕ ВМЕСТИЛИЩА ВОДЫ в СМЕСИ С мельчайшим ПЕСКОМ при давлении до 9 атмосфер (врываясь в забой, такой плывун режет любую сталь с быстротой абразивного круга).
Но это не просто гигантские "линзы", у них есть своя "жизнь", ибо тут НАБЛЮДАЮТСЯ СЛАБЫЕ ТЕЧЕНИЯ и возможны СМЕЩЕНИЯ ПОДЗЕМНЫХ МАСС.
"РАЗМЫВ", преградивший путь, метростроителям в районе ПЛОЩАДИ МУЖЕСТВА, был тоже хорошо известен. Разведывательные, исследовательскиеработы тут продолжались 5 лет, и первая шахта появилась на Политехнической улице только в сентябре 1971 года. Само же строительство здесь было предопределено серьезной и достаточно продолжительной борьбой вокруг проекта преодоления "размыва". Рассматривались разные варианты.
Одни предлагали пойти над гигантской хлябью тоннелем мелкого заложения.
Другие - "поднырнуть" под нее и пройти через влагонаполненные пески (в этом случае вместо станций "Площадь Мужества" и Политехническая" появилась бы только одна, необычайно глубокого заложения, с двумя каскадами эскалаторов). Не без лукавства, но участники дискуссий по этому поводу оперировали экономическими категориями.
И победил третий вариант - прямо через "размыв"! НИЧЕГО ПОДОБНОГО МИРОВЫЕ ШАХТО- и ТОННЕЛЕСТРОИТЕЛИ еще НЕ ЗНАЛИ. Проектировщики предложили ЗАМОРОЗИТЬ "РАЗМЫВ", провести через него две полукилометровые трубы шестиметрового диаметра. Они проектировались трехслойными: наружный из чугунных тюбингов. покрытых влагонепроницаемым составом, внутренний - из стали. Между ними в сложную арматуру (на метр тоннеля приходилось 70 метров сварных швов) загонялся под давлением специально разработанный полимербетон - третий, монолитный слой, связывающий два первых.
Вообще неспециалисту трудно представить себе трубы таких размеров, висящие в плывуне с давлением в 9 атмосфер, но поставьте элементарный опыт: попробуйте утопить в ведре пустую запечатанную бутылку. Вы немедленно заметите, с какой силой вода выталкивает ее. Этот простой физический принцип был одним из ведущих в проекте.
Поэтому вскоре трубы получили наименования "плавающего моста" и даже "подводной лодки". Инженерные расчеты тут были не только необычны, смелы, но и изящны.
Впрочем, в научном мире они нашли как горячих сторонников, так и убежденных противников. Некоторые ученые, специалисты выступали против проекта, доказывали его техническую и экономическую несостоятельность. Делалось это не в кулуарах и не шепотом. Составлялись документы, подписывались письма в высокие инстанции. Они сохранились до наших дней, и с ними можно познакомиться. Любопытная деталь: среди противников проекта были и такие, которые утверждали, что если строительство будет осуществлено, сооружение прослужит не более 17 - 20 лет. Вот и ломай сегодня голову: что это? пророчество? или случайная догадка? Но победил все-таки "третий вариант".
Мне хотелось бы в особенности подчеркнуть, что. хотя у проекта и его разделов были свои авторы, "изобретателя", как и человека, который приказал бы "делать так, а не иначе!", искать не следует. В работу на "размыве- оказались вовлеченными 150 крупнейших научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий. Решения тут принимались синклитом мудрецов, крупнейших специалистов, ученых. отягощенных не только багажом знаний и опыта, но и соответствующими званиями, заслуженными наградами.
Вспоминая то время, невольно думаешь, что эти решения обуславливались и определенной духоподъемностью, наблюдавшейся тогда в обществе. Одна за другой шли победы в космосе, осваивалась целина... Среди участников строительства было много людей, прошедших войну и блокаду, искренне считавших, что непреодолимых препятствий для них нет... "Нет таких крепостей!.." А может быть, наука и техника вообще должны ставить перед собой задачи особой сложности?
Продолжение тут: http://pl-mugestva.ucoz.ru/index/0-7
SNEIKS- Машинист 3 класса
- Сообщения : 35
Благодарности : 0
Дата регистрации : 2009-08-26
Возраст : 31
Откуда : Арбатско-Покровская линия
Re: Статья про знаменитый прорыв на перегоне "Лесная" - "Площадь Мужества" в 1970-хх
Интересная статья.
Кстати тем кто ещё не смотрел,рекомендую фильм "Прорыв".
Кстати тем кто ещё не смотрел,рекомендую фильм "Прорыв".
Похожие темы
» "Кочуры", "кукушки", и т.п.
» Строительство 4 пути на перегоне Останкино-Ховрино ОКТ ЖД
» Электропоезда "Северной железной дороги"
» Директор ГУП "Мосгортранс" уволен
» ЭВС1/ЭВС2 "Сапсан"
» Строительство 4 пути на перегоне Останкино-Ховрино ОКТ ЖД
» Электропоезда "Северной железной дороги"
» Директор ГУП "Мосгортранс" уволен
» ЭВС1/ЭВС2 "Сапсан"
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Пт 15 Сен 2023, 00:52 автор ЭД4МКу
» Электропоезда приписки ОАО ЦППК
Ср 04 Янв 2023, 20:09 автор Андрей472
» Депо Лобня (Центральное эксплуатационное депо ЦППК)
Вс 01 Янв 2023, 02:42 автор ЭД4МКу
» Московско-Тульское эксплуатационное депо ЦППК (Перерва)
Пн 26 Дек 2022, 21:15 автор sergkurz
» Курско-Рижское эксплуатационное депо (ТЧ-97 ЦППК Нахабино)
Вс 20 Ноя 2022, 22:47 автор sergkurz
» Редкие и странные вагоны
Вт 25 Окт 2022, 04:25 автор Тушинец
» Депо Раменское ЦППК
Сб 10 Сен 2022, 20:20 автор ЭД4МКу
» ТЧ-10 МСК Москва-II
Пт 09 Сен 2022, 20:28 автор ЭД4МКу
» Экспериментальное кольцо ВНИИЖТ в Щербинке
Пт 22 Июл 2022, 12:22 автор D.M.
» Депо им. Ильича (Центральное эксплуатационное депо ЦППК)
Ср 20 Июл 2022, 19:43 автор ЭД4МКу